Регулировка клапанов

Итак, продолжаю описывать свой опыт в обслуживании любимого коня. На этот раз занимались регулировкой клапанов. На первый взгляд процедура весьма страшная (особенно мне, потому что представление имел весьма и весьма туманное :) Если вкратце, то на холодном двигателе (20°) для всех клапанов на обоих цилиндрах (по 1 выпускному и по 2 впускных на котел) нужно выставить зазоры: впускные - 0,15 +/-0,02 мм; выпускные - 0,20 +/-0,02 мм.

Порядок работы: бензобак, седло, воздуховоды, воздушный фильтр и карбюраторы сняты. Откручиваем на движке слева внизу (там где генератор) 2 крышки - одна под надписью Honda, вторая правее. Обе под шестигранник, и их довольно легко повредить. В моем случае шлиц на большой крышке был сорван, при откручивании шестигранник проворачивался, пришлось его вклеивать и выкручивать. Поэтому, во избежание, прыскаем WD-40 и аккуратно выкручиваем обе крышки. Под большей крышкой винт, поворачивая который против часовой стрелки, можно крутить коленвал. Под меньшей крышкой виден диск в масле - это ротор коленвала. На нем нанесены метки. Нам нужны две: FT и RT. Когда риски на диске и на окошке совпадают, поршень находится в верхней мертвой точке. FT - front, RT - rear, то есть передний и задний цилиндры. Сами клапана находятся под крышками на голове цилиндра. Каждую крышку держат 2 винта. Откручиваем шестигранником, попрыскав WD-40. Там где клапана 2 - впускные, где 1 - выпускной. Открутить некоторые крышки непросто - самую заднюю (у седла) и самую переднюю (у радиатора). Подлезть шестигранником туда трудно (поэтому советую запастись L-образным шестигранником и укоротить его).

По мере проворачивания коленвала рекомендую сначала смотреть на впускные клапана, допустим, переднего цилиндра. Как только впускные клапана начнут закрываться, вот только тогда переводим свой взгляд на контрольное отверстие и "ждем" метку FT, она должна появиться. Крутить надо медленно и осторожно. Только после этой процедуры вы будете уверены, что выставлено все правильно. Можно приступать к регулировке зазоров переднего цилиндра. Аналогичным образом выполняем процедуру для заднего цилиндра. То есть так же смотрим за впускными клапанами заднего цилиндра, как только они закрылись, переводим взгляд на смотровое окно и "ловим" метку RT. Поскольку ротор в масле, нужно немного подождать пока оно стечет, тогда и рассмотреть метку.

Теперь сама регулировка: поршень в ВМТ (при нахождении поршня в ВМТ регулируются все 3 клапана на одном цилиндре), клапана либо впуска либо выпуска закрыты (смотря какие регулируем). Клапан выглядит так: плоская круглая пластина внизу, зазор (глазом его не видно обычно), винт с резьбой и квадратным навершием и контргайка на винте. Что он закрыт можно узнать так: пальцем давим сверху, если есть движение вниз - значит закрыт. Берем набор щупов и смотрим зазор: засовываем щуп (лучше если он погнут, потому что правильный зазор выставляется, когда шуп параллелен клапану) между винтом и плоской круглой хреновиной. Если щуп не лезет, берем меньший. В правильный зазор щуп пролезает "со скрипом". Сравниваем имеющийся зазор и то что в мануале (впускные - 0,15 мм; выпускные - 0,20 мм). Чтобы выставить то что надо, откручиваем контргайку (у меня они были затянуты "по самое не хочу", что говорит либо о недюжинной силе предыдущих мастеров, либо о том, что они самозатягиваются в процессе работы) и крутим винт с квадратным навершием. Подсовываем щуп нужного размера и прижимаем его винтом. Пальцами закручиваем контргайку до упора и затягиваем до конца динамометрическим ключом с усилием 23 N*m (2.3 кг*м). Вынимаем щуп. У меня получалось так что при затягивании контргайки поворачивался и винт (то есть уменьшался зазор), поэтому приходилось чуть откручивать винт (то есть зазор больше чем надо) перед затягиванием. На одном клапане контргайка не хотела крутиться без винта - выкрутил винт целиком, разъединил с гайкой, накрутил обратно. На другом клапане, несмотря на ослабленную контргайку, винт крутился только пассатижами, пришлось помучиться (потому что он как раз у радиатора и подлезть было крайне трудно).

Когда зазоры выставлены, прикручиваем все на место. Кстати, перед установкой крышек клапанов нужно смазать маслом резинки, чтобы крышка не пригорала. Много масла не надо, намочить резинку и все. Крышки слева на движке лучше затянуть динамометром.

Не забываем о чистоте: протираем щуп перед засовыванием в клапан, руки по возможности только в масле (без грязи и соринок). Еще полезным будет привязывать щуп к руке, потому что один раз уронили его внутрь:)

Далее делаем синхронизацию карбов и можно ездить.

Немного теории: существует мнение, что если выставить метку RT или FT и через свечное отверстие с помощью отвертки убедиться, что поршень находится в ВМТ, то можно регулировать клапана. Это неправильно. Необходимо после закрытия впускных клапанов "ловить" метку. Если не верите, то попробуйте выставить метку, затем убедитесь, что поршень в ВМТ. Прокрутите коленвал на 360 градусов и вы опять убедитесь, что поршень находится в ВМТ. Поэтому бытует мнение - "метка метке рознь", и это мнение правильное. Всем удачи.

Автор: mrak_tda. Редакция и дополнения: Andryha

Источник статьи с комментариями