brother ilia : Переделка моего Стида

В какой-то момент я почувствовал в себе желание и силы сделать со своим конем что-то особенное, придать ему индивидуальность. И не просто "навешать хромулек", а постараться создать что-то, что хоть слегка имеет отношение к искусству. Переделку было решено вести по двум направлениям: тюнинг (все что связано с расширением функционала и повышением производительности) и стайлинг (создание внешней, визуальной индивидуальности). В конечном итоге планировалось получить стильный, но не оторванный от реальности, то есть приспособленный как для повседневного использования, так и для дальних поездок, мощный мотоцикл.

Ну, поехали...

Временем начала этой "эпопеи" можно считать середину сентября 2009.

Вспомним, какой же он был, мой Конь, полностью "в стоке", перед отправкой из Японии:

От большинства внешних деталей пришлось отказаться. И не только от "архаизмов", но и от того, что было осознанно установлено мной лично! Что-то решил ликвидировать "как класс", что-то - под замену. В общем, почти с легкой душой решил избавиться от обеих пар поворотников, заднего фонаря, фары, зеркал, подсветки номера с креплением номера, задних светоотражателей, крышек рулевой колонки, боковых крышек, заднего крыла, седла, кофров, спинки, тросов газа и сцепления, пультов, тормозного шланга, рукояток, крышек оси маятника, глушителей, ветрового стекла, пассажирских подножек...

Процесс затянулся неимоверно. Очень долго пытался найти ответы на вопросы "Что делать?", "Как делать?", "Где найти?" и т.п. Почта у нас тоже работает сами знаете как. Спасибо Мирче "Мирычу", за организацию моих первых заказов с eBay. Позже я сам освоил этот процесс, и в течение нескольких месяцев постоянно находился в состоянии ожидания очередной посылки. Здесь я не буду много рассказывать о "выносах мозга", "засадах" и "подставах", а просто опишу результаты.

Электрика

"Чистка" рулевой колонки

Изначально на переделку электрики меня сподвигло желание избавиться от крышек рулевой колонки, чтобы сделать эту часть мотоцикла по возможности "воздушной", в духе кастомов. Жидкостная система охлаждения подложила здесь свинью в виде патрубков и заливной горловины радиатора, а переносить этот узел достаточно проблематично. А вот от проводки с разъемами, которой просто "кишит" пространство между рулевой колонкой и баком, избавиться можно. Я решил удлинить провода основной косы и вывести ее наружу, а на месте гудка разместить коробку с разъемами, на крышке которой установить новый гудок, поменьше размером и полегче. Свечные провода я решил не трогать - уж больно они там ладно расположены. Но их, как и другие "нежелательные элементы", оставшиеся в этом пространстве, при желании можно , например, "одеть" в хром.

Так как проводку пришлось обрезать самым радикальным образом, логично было подумать о модифицировании электрики. Таким образом, родились идеи прикуривателя, переключателей режимов освещения и "аварийки".

Задний фонарь, поворотники

Необходимо было решить две задачи: переход на светодиоды и ликвидация центрального заднего фонаря. Решено было воспользоваться продукцией компании Harrison Specialties.

Каждый диод в этих фонарях работает в 2-х режимах яркости, таким образом, решается проблема двойного использования красных ламп в задних фонарях (габарит и стоп-сигнал) и двойного использования оранжевых ламп в передних фонарях (габарит и сигнал поворота).

Итак, центральный задний фонарь был ликвидирован, вместо этого использованы комбинированные боковые фонари-поворотники. В одном блоке две светодиодные лампы, с красным и оранжевым светом (красные - габарит/стоп, оранжевые - поворот). Установлены задние фонари были на штатные места. Встали просто "как родные".

Спереди использованы одинарные оранжевые фонари (габарит/поворот). Для установки фонарей на дуги мотоцикла, в автомагазине были подобраны крепления от какого-то "хач-тюнинга".

Фара

Новая фара, которая досталась мне в подарок от Мирыча, внешне очень похожа на стоковую. Казалось бы, зачем менять? Но, во-первых, есть надежда, что оптика у нее будет давать свет поярче, а во-вторых, внутри у нее есть дополнительная маленькая лампочка-габарит - мелочь, а приятно. Для установки на траверсу пришлось отдельно заказать адаптер с "харлеевского" крепления.

Подсветка номера

Конкретной идеи реализации крепления номера сразу не было, а вот минималистичная подсветка в виде вмонтированной в болт лампочки была куплена заранее.

Описание нового функционала

Прикуриватель

Реализация получилась очень бюджетной - прикуриватель от "копейки" и немного смекалки. Установил я его в разводной коробке сбоку, чтобы обезопаситься от заливания водой.

Режимы освещения

Для переключения задействованы 2 тумблера, обеспечивающие 3 режима освещения:

  1. "без света" (все освещение: фара, задние и передние габариты, подсветка номера, подсветка спидометра выключено);
  2. "стояночный" (работают передние и задние габариты, габаритная лампочка в фаре, подсветка номера, подсветка спидометра. Основная лампа в фаре выключена);
  3. "основной" (работает основная лампа в фаре - переключение дальний-ближний, задние габариты, подсветка номера, подсветка спидометра. Передние габариты и габаритная лампочка в фаре выключены).

Все индикаторы, стоп-сигнал, поворотники и аварийка работают во всех режимах.

"Аварийка"

Тумблер включения-выключения вмонтирован в левый пульт. Работа реализована одновременным замыканием обоих поворотников.

Электронный прерыватель для сигнала поворотов

Как известно, штатное реле не работает со светодиодами. Использование автомобильных реле с доработкой - тоже не самый лучший вариант. Самое правильное решение - это собрать устройство с нуля, учитывая такие вещи как стабильность работы в нестабильной среде, частота срабатывания и корректная работа индикатора на траверсе. В интернете предлагают много вариантов подобных схем, но мой дядя, которому в электро-вопросах я доверяю больше, забраковал те схемы, что я ему показал, и собрал свою, за что ему хвала и почет! За основу была взята схема, опубликованная в журнале "Радио" за 09.1992.

Единственный неприятный момент заключается в том, что пришлось дорабатывать проводку, приходящую на индикатор поворотов. Если бы я знал об этом раньше, реализовал бы это в своей разводной коробке. Доработка заключается в том, что оба провода, которые приходят на индикатор, нужно через два диода подсоединить к одному контакту индикатора, а другой контакт "кинуть на массу". В качестве "массы" я использовал минусовой провод индикатора дальнего света.

Этот вариант можно использовать только со светодиодными поворотниками малой мощности. Для использования ее с лампами необходимо заменить транзисторы на более мощные!

Задняя часть (рама, крыло, седло, крышки)

Изначально я планировал самостоятельно изготовить металлическое заднее крыло и боковые крышки, так как надо мной давлела идея полного отказа от пластика на мотоцикле. Еще я однозначно хотел избавиться от заднего фонаря на крыле. Седло я собирался заказать такое же, как мне сделали в предыдущий раз, но с более заниженной пассажирской частью.

С заказом седла возникли проблемы, а изготовить своими силами крыло на фоне общего фронта работ мне показалось проблематичным. И вот, в один прекрасный день, в очередной раз уныло листая предложения для VLX на eBay, я наткнулся на комплект "Stream Riders" (крыло, седло, крышки) от West Eagle. Решение о его покупке было принято практически мгновенно. Меня нисколько не смутило, что сделан он из стеклопластика, а седло обтянуто кожзамом. Крыло и крышки - это по сути тот же стоковый набор (даже с "унитазом"), только крыло заниженное и укороченное, без центрального отверстия, крышки крепятся на болтах. Седло - нашлепка, но весьма изящно сочетающаяся с крылом. Этот комплект решил судьбу мотоцикла - теперь он "одиночка", как и хозяин :)

Во время пересылки мой комплект был подвергнут "надругательствам", закончившимся микротрещинами на пластике крыла. Но так как сделан он из стекловолокна, я решил сильно не расстраиваться и позже усилить его с внутренней стороны и перекрасить внешнюю. Установка предусматривает ликвидацию подрамника. Правда я все же умудрился оставить от него штатные крепления поворотников, и мои комбинированные задние фонари идеально сели на штатные места. В некоторый шок меня повергло то обстоятельство, что для установки крыла необходимо не только ликвидировать подрамник, но и отпилить поперечные перемычки на самой раме! Но искусство требует жертв - за счет этого "хирургического вмешательства" задняя часть и становится ниже, при этом амортизатор остается стоковым.

Передняя часть (руль, органы управления)

Руль

В самом начале своей переделки я установил стоковый прямой руль (drag style T-bar или просто "drag-bar"). Хоть и стоковый, но смотрится он "вполне ничего себе", а оригинальности я думал ему придать за счет покраски в черный цвет. Так как в случае с Y-образным рулем, который у меня был до этого, резиновая прокладка между рулем и траверсой единая (находится под металлической пластиной), теперь, для соблюдения эстетики, пришлось заказать отдельные прокладки под каждую стойку.

Алюминий (машинка сцепления, главный тормозной цилиндр, рычаги)

После долгого тщетного поиска рычагов тормоза и сцепления, которые бы соответствовали представлению о предполагаемом стиле, было принято бюджетное решение - просто доработать стоковые.

Долгими вечерами весь алюминий с руля был очищен от лака, отшлифован и отполирован.

Пульты и рукоятки

Прямой руль обрек на замену правого пульта - тросы газа на классическом стоковом пульте в крайнем правом положении стали упираться в бак. Под это дело были заказаны новые хромированные пульты от Big Bike Parts с выводом тросов вперед, а не вниз.

Резиново-пластмассовые рукоятки были заменены на хромированные металлические (из непонятного сплава, но вполне приличные на вид).

С установкой пультов и рукояток пришлось повозиться. На правой рукоятке братья-китайцы забыли пропилить канавку-посадочное место пульта, а сами пульты не хотели без дополнительного подпиливания садиться на руль.

Тросы газа и сцепления

"Понта ради" заказал армированные тросы газа и сцепления производства Barnett. Но и с ними тоже все прошло не совсем гладко.

Трос сцепления - основательный такой, толстый - никак не хотел прокладываться по сложному пути своего стокового предшественника. Пришлось даже снимать правую дугу. В итоге получилось... почти как раньше. Верхний фиттинг на нем без загиба, не как на стоковом, поэтому траектория в верхней части изменилась - неплохо было бы изобрести какие-то зажимы-направляющие (как впрочем и для тросов газа, и для тормозного шланга, траектории которых тоже изменились).

С тросами газа все оказалось хуже. Если возвратный трос вроде бы подошел нормально, то у основного жила по отношению к рубашке оказалась конкретно короче чем нужно! После долгих терзаний на тему, как красиво исправить положение, сделал как проще: купил какой-то трос от велосипеда, вставил его вместо "родной" жилы и обжал обрезанный конец гайкой, а гайке придал форму бобышки.

Тормозной шланг

Ну естественно армированный и блестючий Goodridge! Конечно же хромированные фиттинги и болты! )))

Сборка армированного шланга и последующая прокачка тормоза по какому-то злому року всегда вызывают неприятные эмоции и проходят странно и непредсказуемо. Собрал шланг вроде нормально (это у меня одного гайка не хочет свободно крутиться на тросе и ее приходится завинчивать, проворачивая вместе с тросом?) Абсолютно одинаковые болты для подсоединения фиттингов - один завинчивается, другой нет! Из-за этого сначала поставил на суппорт стоковый. Потом душа не выдержала такой несправедливости, и, приложив чуть больше усилий, я все-таки заставил и второй хромучий болт встать на место. Прокачка была долгой. Но не зря. На последнем ее этапе, когда колодки уже явно работали, и оставалось выгнать лишь остатки воздуха (больше для очистки совести), через штуцер полилась белая дрянь, и это после того, как уже давно текла чистая тормозуха! В итоге все нормально, тормоз - зверь!

...

Аксессуары, приятные мелочи

"Хромульки"

Я подошел к тому моменту, когда на мотоцикле уже было можно ездить, и он представлял из себя "тру чоп" - без "глупых излишеств". Все дальнейшие модификации неумолимо уводили его в сторону комфорта, безопасности etc., и часто в ущерб внешнему виду. Было бы непростительно в этот момент не сделать несколько фотографий общего плана:

Зеркала

Очень болезненный вопрос. С одной стороны безопасность, с другой - дань стилю. "В первом раунде" победил стиль. Для установки на прямой руль, и так узкий и низкий решил заказать зеркала от Arlen Ness, модель Rad II - маленькие "капельки на низеньких стойках". Но процесс с заказом затянулся, и "во втором раунде" был найден компромисс - модель Rad III. Они конечно гораздо больше, и так изящно не смотрятся, но стиль выдержан, и качество обзора гораздо лучше.

Крепления у этих зеркал оказались типа харлеевский "папа". Переходников с таких кеплений на хондовского "папу" похоже не существует в природе, пришлось обращаться к умельцам (спасибо Сереге "Брату", который помог организовать переделку).

Ветровое стекло

По моему личному мнению - это аксессуар, который бесповоротно портит гармонию внешнего вида мотоцикла. Но (смотри выше) байк в итоге должен получиться не оторванный от реальности. И в том числе должен быть приспособлен к дальним поездкам. Было решено воспользоваться продуктом от компании Memphis Shades (серия Sport) - слегка затемненное стекло (модель "Alley Cat") с креплениями на перья вилки. Memphis Shades разработали удобные крепления, которые устанавливаются на вилку. Два крепления, каждое крепится в двух точках. При этом возможна регулировка угла наклона стекла, а снятие и установка занимают считанные минуты.

Багажные рамки

Начав сезон, очень быстро столкнулся с проблемой, что без привычных кофров-то плохо оказывается! Попробовал укладывать "скарб" на крыло, но как его увязать??? Зацепиться категорически не за что. И тут, спасибо Лехе ("goba79"), подвернулась возможность попробовать поставить рамки для кофров с Луиса. Я давно на них засматривался, причем не столько на их функциональность (которая весьма сомнительна), а на их оригинальную геометрию. Поставил я их - внешне понравилось, задние поворотники вписались тютелька в тютельку... и начал искать себе оправдания, зачем собственно они мне нужны! В качестве крепления номера они не подходили, боковые кофры я вешать не собирался. Оставался один вариант использования - "рейлинги" для растяжек. И - да, в первую же поездку они себя оправдали.

Крепление номера

Сначала я планировал сделать площадку под крепление номера в единой конструкции с багажником под центральный кофр. Но производство багажника застопорилось не начавшись, а тут как раз меня осенила идея, как сделать крепление номера с помощью подручных средств.

Еще в конце прошлого сезона я сломал свой старый ветровик. Кронштейны от него остались не востребованными. Мысль использовать их "не по назначению" посещала меня и раньше, в том числе и в разрезе крепления для номера. И вот, осенило, как конкретно это сделать. Подошли они просто идеально.

Наконец дело дошло до болта-подсветки. Верхнее отверстие в номере, и так уже раздербаненное от вибрации старым болтом, расширил до 13 мм. Заднюю поверхность номера покрасил черной эмалью. Провод убрал в такой же гофр, как и провода от пультов.

Тюнинг производительности

Чем "задушен" Стид по сравнением с американским "полносильным" братом? Куда у стида делись 7 лошадиных сил (если сравнивать ранние года выпуска Steed 600 и Shadow VLX)? Много было разговоров на эту тему, к единому мнению так и не пришли. Но хочется надеяться, что разница заключается только в том, что однозначно известно, а именно: ограничение поступления бензина меньшими жиклерами в карбюраторах и ограничение поступления воздуха за счет заглушки в воздуховоде воздушного фильтра. В этой ситуации так и просится реализовать классическую тройку перфоманс тюнинга: установить форсажный набор (джет-кит) в карбюраторы, воздушный фильтр повышенной пропускной способности и прямой выхлоп. Так как жиклеры холостого хода у стида тоже меньше чем у "американца", а в джет-кит они не входят, их решено было заменить на стоковые американские (снова подарок Мирыча).

Замена воздушного фильтра

"Нулевик" (фильтр нулевого сопротивления) решил не устанавливать из-за того, что это способствует загрязнению карбюраторов. Остановился на многоразовом воздушном фильтре от K&N, а после установки джет-кита можно будет смело ликвидировать заглушку в воздуховоде. Фильтр этот по сути повторяет стоковый, только фильтрующий элемент у него не бумажный, а поролоновый в сеточке, а основа не из пластмассы, а из резины. При установке металлические втулки, в которые входят крепежные винты, следует использовать от старого стокового фильтра - в комплект K&N они не входят.

Установка джет-кита

Огромное спасибо Вите ("Returned") за неоценимую помощь в установке джет-кита и последующей синхронизации карбюраторов.

Набор включает в себя:

  1. главные жиклеры #114,
  2. главные жиклеры #110 (для использования мотоцикла на высотах после 3000 м над уровнем моря),
  3. регулируемые по высоте иглы,
  4. кольца и шайбы для установки иглы на определенную высоту,
  5. сверло для увеличения диаметра отверстий в мембранах,
  6. сверло для рассверливания заглушек винтов качества (как правило, эти заглушки отсутствуют),
  7. шуруп для удаления остатков рассверленных заглушек.

Естественно решено было использовать 114-е главные жиклеры и 40-е жиклеры ХХ. Отверстие в мембране, которое необходимо рассверлить, находится сбоку от отверстия иглы. С другой стороны находится углубление, назначение которого осталось не разгаданным, возможно, это технологическая выемка, но вполне может быть, что это еще один фактор "японской задушенности". Рассверливать мы его не стали. Иглы были установлены на вторую от края канавку, как указано в описании к джет-киту. Заглушек на винтах качества у меня не было изначально - вывернули их на рекомендованные 1,5 оборота.

Предварительно выяснив, что у американских VLX заглушка в воздуховоде воздушного фильтра отсутствует, я, нисколько не сомневаясь, удалил ее (ведь теперь по логике вещей стид у меня должен быть раздушенным).

Установка прямотоков

Система выпуска Fatty Shotgun от Cobra была выбрана по принципу "клево смотрится". "Золотая середина" по диаметру труб, нетривиальная геометрия. Ну и естественно - рекомендованное Коброй использование в совокупности с джет-китом. Система представляет из себя прямой выхлоп "2 в 2" с установленными "флейтами". Труба, идущая от переднего цилиндра, длиннее чем от заднего. Трубы раздельные, крепятся к выпускным коллекторам цилиндров и одним общим болтом на штатное отверстие к раме через проставку. Тонкость установки: нельзя допускать касания труб и оси заднего колеса (или рамы). Если такое происходит, нужно нарастить проставку на креплении дополнительной шайбой (шайбами). "Холодильники" решил не ставить по эстетическим соображениям.

Испытания

Первый раз поехал испытывать сразу после "раздушки". Погода была плохая, накрапывал дождь, разогнался только до 100 км/ч. первые ощущения: звук прямотоков красивый, басовитый, громкий, но не противный. На холостых есть отстрелы, которые в последствие удалось минимизировать, увеличив обороты холостого хода. Разгоняется мотоцикл легче чем раньше, провалов нет. Передачи стали длиннее. Динамика возросла на всех скоростях.

В следующий раз испытывал на сухой дороге, с целью проверить "максималку". На 120-130 км/ч происходит своеобразный легкий "пинок под зад", как будто включается следующая передача. Но, к сожалению, "максималка" при этом не увеличилась! На 140 км/ч ручка газа была откручена до упора. Здесь нужно отметить, что испытания проводились с достаточно высоким ветровым стеклом - возможно это сыграло роль. Возможно также, что при более интенсивном разгоне и при другом стечении обстоятельств (дорожное покрытие, влажность, ветер, уклон) Еще 10 км/ч выиграть можно. Но все равно это далеко от ожидаемых мной 170 км/ч. Так что же, 600-й Стид "задушен" еще чем-то?

Конец сезона 2010

Небольшое ДТП внесло свои коррективы в концепцию стиля моего коня. На счастье потери получились небольшие, косметические. В процессе эксплуатации одно из креплений задних фонарей не выдержало вибрации. Решил окончательно отказаться от остатков подрамника, а в качестве посадочных мест для фонарей использовать диагональные пластинки на багажных рамках. На мой взгляд получилось даже лучше чем было.

Сезон 2011

После зимы, во время которой я ни разу не снял чехол с законскрвированного байка, снова появилось желание что-нибудь сотворить. Первые две идеи родились сами, были, так сказать, продиктованы необходимостью.

Термоизоляция прямотоков

Еще не открыв сезон, в процессе расконсервации мотоцикла, я в очередной раз неслабо обжегся об прямоток. Это было последней каплей. Так как "холодильники" из комплекта мне категорически не пришлись по вкусу, я решился на "бинты". К вопросу подошел с умом. Приобрел современную термоленту, не содержащую асбест, и термокраску, которая по идее должна обеспечить ленте защиту и продлить долговечность.

Ленту по совету тов. Прайда купил шириной 1 дюйм, она гораздо эстетичнее смотрится чем двухдюймовая, особенно на изгибах трубы. Долго ломал голову, как обойти крепления на трубах, не придумал, решил мотать только до них. В итоге 50 футов ленты хватило практически идеально, осталось всего сантиметров 20. Перед наматыванием ленту как следует промочил водой.

После просушки была покраска. Одного баллона не хватило (лента впитывала краску как сумасшедшая), пришлось покупать второй.

Дав краске как следует просохнуть, установил трубы и начал испытания. Трубы разогрелись моментально, и обмотка начала прогорать. Прогорать конкретно так, с едким дымом. Вычитал в описании, что это нормально, лента должна "вылечиться", т.е. должны выгореть всякие компоненты типа масла.

Доработка рукояток

В предыдущем сезоне я сначала ужасно мучился от того, что мои тонкие металлические рукоятки проскальзывают, и приходится прикладывать неоправданное усилие, чтобы управлять газом. В какой-то момент я не выдержал и от души обмотал правую рукоятку изолентой (в качестве временной меры).

Долго не мог придумать, как победить эту проблему, чтобы не сильно навредить внешнему виду. Но наконец решение пришло. В магазине сантехники в количестве "все что было" были закуплены кольцевидные прокладки. Не хватило, потом замучился искать точно такие же по диаметру и толщине. То что получилось в итоге меня вполне устроило и по удобству, и по внешнему виду. Хотя еще штучек по 5 на каждую рукоятку накинуть бы не помешало.

Крышка воздушного фильтра

Внезапно пришла в голову идея покрасить крышку воздушного фильтра. Сначала очистил крышку от лака с помощью щетки на дрели. Потом немного загладил шкуркой. Сильно шлифовать не стал, шкурку использовал не особо мелкую, чтобы краска надежнее прихватилась. Далее как следует отмыл крышку от алюминиевой пыли, обезжирил и покрасил в несколько слоев из баллончика черной матовой краской.

Литое переднее колесо

Спасибо Сереге "Брату", который разработал такой отличный кит для Стида. С применением нехитрых дополнительных деталей мой конь получил литое переднее колесо от Магны. Жаль, что так и не удалось поставить литое заднее колесо от VSE.

P.S.

Осенью, под конец сезона 2011, пришло время нам с Конем расстаться. Я считаю, что передал его в руки достойного нового хозяина, который продолжил начатую мной эпопею.

Перейти к галерее "brother ilia : VLX"