Страница 3 из 3

Добавлено: 07 апр 2013, 21:32
endeneu
goba79 писал(а):endeneu извини, но я тут отвечу, что бы тему не рвать...
хрен найдет потом кто-нибудь эту тему
Steed VLS (Post by endeneu #222620)

Re: Тормозная жидкость. Свойства. Состав. Кто что льет?

Добавлено: 27 янв 2016, 22:32
Demon
Тормозная жидкость является одной из наиболее важных эксплуатационных жидкостей в мототехнике, от качества которой зависит надежность работы тормозной системы и безопасность. Ее основная функция – передача энергии от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам.

Наиболее важные характеристики тормозной жидкости

1. Температура кипения - в связи с тем, что при торможении происходит нагрев тормозов и самой тормозной жидкости, закипание ТЖ может привести к образованию паровых пробок, и, как следствие, – возможному отказу тормозной системы. Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения "увлажненной" косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов мотоцикла).
Изображение

2. Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей. Поэтому вязкость должна находиться в определенных стандартами пределах.
Изображение

3. Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны сильно разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо.

4. Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них.

5. Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.

6. Термостабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.

7. Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из окружающей среды. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, ТЖ раньше закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.
Изображение

8. Совместимость - способность смешиваться с аналогичными тормозными жидкостями без вступления их компонентов в химическую реакцию между собой.

Классы тормозных жидкостей

В зависимости от технических показателей, по стандарту DOT (Department of Transportion – американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5(5.1), причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT 3.

Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5.

Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

ТЖ с улучшенными эксплуатационными характеристиками, соответствующие требованиям DOT 4, рассчитаны на современные автомобили и мотоциклы с повышенными динамическими качествами.

Жидкости класса DOT 5.1 используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.

Состав

В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.
Изображение

Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты.

Так же отдельно надо упомянуть что некоторые тормозные жидкости рассчитаны на работу в тормозных системах мотоциклов с АБС, чаще всего они имеют маркировку в которой добавлено обозначение «ABS», например DOT 5.1/ABS либо это указывается отдельно на упаковке.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS, потому как эти жидкости имеют слегка разный химический состав добавок для снижения аэрации (предотвращения образования пузырьков) в системе АБС и нет гарантии, что в результате у вас будет стабильная по химическим и физическим показателям жидкость в тормозной системе.

Если у вас мотоцикл с АБС, то использовать DOT не рассчитаный на АБС или даже просто доливать его в другой DOT для АБС нельзя, что и так понятно. Если мы говорим о мотоцикле без АБС, то можно использовать любой DOT, рассчитанный на АБС или нет, желательно не смешивая их.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя!

Полная замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна (DOT 3, 4, 5.1 на DOT 5), но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. При этом нет никакой гарантии, что материал уплотнителей тормозной системы окажется стойким к силиконовой жидкости, хотя шансы повреждения уплотнителей именно силиконовой жидкостью достаточно малы, т.к. жидкость на основе силикона не так агрессивна как DOT на гликолевой основе. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.

Замена силиконовой тормозной жидкости на гликолевую практически не возможна (DOT 5 на DOT 3, 4 или 5.1), сколько бы вы не промывали всю систему предварительно, потому что гликолевый DOT весьма агрессивен и если элементы тормозной системы не были изначально предназначены для него, то скорее всего произойдёт разрушение уплотнителей тормозной системы.

Стандарты тормозных жидкостей

В России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты SAE J1703\J1704 (SAE – Общество автомобильных инженеров (США), ISO (DIN) 4925 (ISO (DIN) – Международная организация по стандартизации) и FMVSS №116 (FMVSS – Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей).

В 2005 году Международной организацией стандартизации разработан стандарт для тормозных жидкостей ISO-4925 CLASS 6, качество которых отвечает требованиям систем ABS.
Сравнивая требования различных стандартов качества, видно существенное ужесточение требований к тормозным жидкостям, предназначенным для систем ABS, более чем в 2 раза по вязкости при отрицательных температурах окружающего воздуха (-40 °С). Зимой при температуре окружающего воздуха от -20°С до -30°С тормозные жидкости становятся более густыми. Тормозная жидкость, не отвечающая последним международным требованиям, заметно снижает быстродействие ABS. В результате тормозной путь мотоцикла увеличивается, в результате экстренного торможения может произойти занос задней оси транспортного средства.

В международных стандартах указываются:
- минимальные требования
- параметры регламентирующие соответствие определенному классу DOT:
Температура кипения «сухой» жидкости
Температура кипения «увлажненной» жидкости
Вязкость [mm2/s при –40°C]
- дополнительные параметры:
Водородный показатель рН
Стабильность тормозной жидкости при высоких и низких температурах
Коррозионная агрессивность (луженное железо, сталь, алюминий, чугун, латунь, медь)
Низкотемпературная текучесть
Совместимость с водой
Совместимость с тормозными жидкостями стандарта DOT 4
Химическая стабильность
Воздействие на различные типы резины (каучуки типов NR, SBR, EPDM)
Пенообразование
Проверка на натуральном стенде, в смоделированных условиях эксплуатации

Изображение

Изображение

Основные правила эксплуатации тормозных жидкостей

1. Одной из важнейших характеристик тормозной жидкости является ее гигроскопичность. Тормозная жидкость постоянно впитывает влагу из воздуха, что приводит к резкому снижению «сухой» температуры кипения и закипанию ТЖ при интенсивном торможении. Кроме того, появление влаги в ТЖ приводит к коррозии деталей гидропривода, изменению вязкости ТЖ. ТЖ меняет цвет на более темный. Для того чтобы избежать возникновения негативных последствий во время торможения, производители рекомендуют менять ТЖ не реже, чем один раз в два года или при пробеге 40 000 км.

2. При покупке «поддержанного»мотоцикла необходимо полностью менять ТЖ. Это связано с тем, что обычно тормозная жидкость к моменту реализации мотоцикла имеет высокий процент влаги, что может привести к неэффективной работе тормозной системе и возникновению аварийных ситуаций на дороге.

3. Не рекомендуется использовать ТЖ из упаковки, открытой более 6 месяцев назад. Это связано с тем, что жидкость в открытом виде, без мембраны, наиболее интенсивно поглощает влагу из воздуха, становиться увлажненной, что может привести к отказу тормозной системы при ее интенсивной эксплуатации, особенно,при движении в городском цикле.

4. Рекомендуется полностью менять ТЖ при замене, так как при доливке происходит ухудшению качественных характеристик новой ТЖ и снижение ее эксплуатационных свойств в тормозной системе.

С oil-club.ru
PFB501 LUCAS/TRW Тормозная жидкость DOT 5.1, 1л (Для тех кто любит импорт и хочет хорошую тормозуху от иминитого производителя)
4606532003845 Тосол-Синтез Жидкость тормозная dot 4, "ROSDOT 6", 1л (Для тех у кого АБС, ЕСП и т.д. и кто хочет, чтобы тормоза при -35 не приходилось продавливать и понимает, что разницы особой на 2-4 года нет?)
4606532000196 Тосол-Синтез Жидкость тормозная dot 4, "ROSDOT 4", 1л (Для тех и кто понимает, что разницы особой на 2-4 года нет (даже при -35 и наличии АБС, ЕСП и т.д.))
Еще один отечественный производитель достойный упоминания и ранее уже предложенный Endeneu - Sintec
По заявленным характеристикам несколько превосходит "ROSDOT 6".
Под Лукойлом продается Синтек SUPER DOT4 с не самой последней рецептурой.
Изображение

Для сравнения:Motul DOT 3 & 4 Brake Fluid
Dry boiling point 245 °C / 473 °F
Wet boiling point 160 °C / 320 °F
Viscosity at -40°C (-40°F) 1350 mm²/s
Viscosity at 100°C (212°F) 2.3 mm²/s

Sintec EURO DOT-4
Температура кипения сухой жидкости, °C 265
Температура кипения увлажненной жидкости, °C 170
Вязкость кинематическая при -40 °C, мм2/с 1180
Вязкость кинематическая при +100 °C, мм2/с 2

ROSDOT 6
Температура кипения сухой жидкости, °C 255-260
Температура кипения увлажненной жидкости, °C 165-170
Вязкость кинематическая при -40 °C, мм2/с 730
Вязкость кинематическая при +100 °C, мм2/с НЕТ ДАННЫХ

По материалам компании "Тосол-Синтез" и сайта Велоклуб "Сотня"
http://www.tosol-sintez.ru/?id=7056

Тормозная жидкость. Свойства. Состав. Кто что льет?

Добавлено: 18 май 2016, 13:24
ShaitanArba
В прошлом году лил 5.1, но в боевых условиях попробовать не удалось.
Сейчас залит первый попавшийся 4. Ну, как залит. Он закипел через 3,5 круга Л73, и, по ходу, сальники превратились в тыкву. Хотя и не сразу, тот день я нормально докатал. Короч, заднего торомза у меня сейчас нет, сальники постараюсь сегодня поменять.

Думаю, а не залить ли RBF660? Вообще, кто слёту вспомнит ещё какие-нибудь спортивные высококипящие жыжы, совместимые с 3-4-5.1? Параллельно думаю о керамических колодках на жёппу ради увеличенной износостойкости, но пока не уверен.

Тормозная жидкость. Свойства. Состав. Кто что льет?

Добавлено: 18 май 2016, 13:58
Demon
Под керамику и диск соответствующий должен быть?

Тормозная жидкость. Свойства. Состав. Кто что льет?

Добавлено: 18 май 2016, 14:05
Demon
у проф стантеров сзади три суппорта. :)