"Конь" и его "Отражение"

Информации об обслуживании мотоциклов, предназначенных исключительно для внутреннего японского рынка, очень мало. Их владельцев спасает то, что у этих "японцев" есть более или менее аналогичные им по конструкции "европейцы". В данном случае за образец можно принять инструкции к "близкому родственнику" Steed - Honda Shadow с рабочим объемом двигателя 600 см3. Они похожи как "конь" и его "отражение".

Steed переводится с английского как "конь", а Shadow - "тень", "отражение". Steed 600, также, близок по конструкции к одноименной "четырехсотке".

Любая техника требует хотя бы минимального ежедневного обслуживания (ЕО). Применительно к мотоциклу, это внешний осмотр перед каждой поездкой. Иногда, заметив течь или другой непорядок, можно вовремя предотвратить серьезную неисправность, а то и аварию.

О периодичности ТО можно узнать здесь. Но за каждым из пунктов скрывается довольно большой объем работ.

1. Топливопровод

Снимите сиденье и топливный бак. Проверьте бензошланги и вакуумную трубку топливного клапана. Заметите повреждения или утечки - замените неисправные детали.

2. Привод дроссельных заслонок

Убедитесь, что тросы легко перемещаются в оболочках, не пережаты, а сами оболочки не повреждены. Ручка газа после поворота на любой угол должна плавно и без заеданий возвращаться в исходное положение. Еcли какой-либо трос заедает, смажьте его специальной смазкой для тросов или хотя бы моторным маcлом. Не поможет - замените. При работающем на холостом ходу двигателе поверните руль влево-вправодо упора. Еcли обороты увеличиваются, поправьте или замените тросы. Свободный ход ручки газа в закрытом положении должен составлять 2-6 мм. При необходимости отрегулируйте его гайками на тросах.

3. Пусковое устройство карбюратора (ПУ)

Предназначено для обогащения бензовоздушной смеси при запуске двигателя. О его неисправности свидетельствуют: трудный запуск холодного двигателя и (или) беспорядочно изменяющиеся обороты холостого хода. Эти явления происходят из-за обогащения смеси при негерметичности клапана ПУ. Часто виноват в этом его привод. Отрегулируйте трос привода, чтобы клапан утапливался до упора. Еcли трос заедает - смажьте его. Не поможет - замените. Бывает, что негерметичен сам клапан. Выньте его и осмотрите. Обнаружите повреждения - замените его или карбюратор целиком (иногда замена карбюратора на исправный б/у экономически более выгодна, чем замена клапана).

В моделях 97-98 годов карбюраторов два и привод ПУ двойной.

4. Воздушный фильтр

Не пытайтесь продувать или промывать воздушный фильтр: меняйте его и не позже указанного срока, а еcли ездите главным образом по пыльным дорогам, пробег между заменами сокращается в полтора-два раза.

5. Вентиляция картера

Вычищать отложения из вентиляции картера нужно чаще, если мотоцикл часто эксплуатируется в дождливую погоду, и после каждого падения. Чтобы узнать, не пришло ли время для этой грязной работы, посмотрите на прозрачный участок трубки вентиляции. Она расположена перед двигателем у левой трубы рамы. Увидите много отложений - пора.

6. Свечи зажигания

Осмотрите свечи зажигания - нет ли повреждений и трещин на изоляторах у центральных электродов. Нагар на них должен быть светло-коричневого цвета. Еcли он светлее - карбюратор "беднит", темнее - "богатит", свечи замасленные - возможно, мотор нуждается в ремонте. Рекомендуемые свечи - DPR8EA-9 (NGK) или X24EPR-U9 (Denso). Зазор между электродами - 0,8-0,9 мм. Свечи начинайте закручивать от руки. Ключом затяните с усилием не более 1,4 кГм.

7. Зазоры клапанов

Впускные - 0,15 мм, выпускные - 0,20 мм.

8-9. Моторное масло, масляный фильтр

Проверяйте уровень маcла перед каждым выездом и при необходимости доливайте. Установите мотоцикл вертикально на центральной подставке. При проверке не закручивайте щуп, а лишь вставляйте в отверстие до упора. Если залить масла выше верхней метки, снизится мощность двигателя. При слишком низком уровне некоторые узлы двигателя и КП будут быстро изнашиваться. Сливайте масло из прогретого двигателя, но не из горячего, чтобы не обжечься. Рекомендуются масла: Honda GN4 или категории SG других производителей с индексом вязкости SAE 1OW-40. Емкость (вместе с фильтром) - 2,8 литра. После замены заведите двигатель, прогрейте, заглушите и, выждав 2-3 минуты, снова проверьте уровень. При необходимости долейте до максимума. Убедитесь, что масло не подтекает.

10. Синхронизация карбюраторов

Для этой работы понадобится специальное оборудование - доверьте ее специалистам.

11. Регулировка оборотов холостого хода

Подключите тахометр, прогрейте двигатель и установите винтами количество 1200 ± 100 об/мин.

12. Охлаждающая жидкость

Регулярно проверяйте ее уровень в бачке - здесь он должен быть между верхней и нижней метками. Открывайте крышку бачка только при остывшем двигателе, иначе антифриз выплеснется и обожжет руки! Доливайте смесь концентрата антифриза и дистиллированной воды в соотношении 1:1. Не используйте обычную водопроводную воду - она может повредить двигатель. Меняйте жидкость каждые два года или в соответствии с указаниями на ее упаковке. Суммарная емкость системы охлаждения (радиатор, двигатель, расширительный бачок) - 2 литра.

13. Система охлаждения

Перед началом работ отключите минусовую клемму аккумулятора. Не сделаете этого - вентилятор включается независимо от положения ключа зажигания и может нанести травму. Продуйте радиатор сжатым воздухом с внутренней стороны. Если в нем застряло много насекомых, размочите их струей воды из шланга (но не пользуйтесь мойками высокого давления!). Не поможет - осторожно извлеките их тонкой отверткой. Проверьте, нет ли течей. Замените шланги, в которых появились трещины. По окончании работ не забудьте снова подключить вентилятор. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже минимума - в систему может попасть воздух. А если все-таки попадет, то, чтобы выгнать его, снимите крышку расширительного бачка и заведите мотор. 2-3 раза резко откройте газ и закройте крышку.

14. Система дожигания отработавших газов

Если в вашем мотоцикле есть такая система, доверьте ее обслуживание специалистам.

15. Цепь

Проверьте слабину посредине цепи. Если она меньше или больше 20-30 мм - отрегулируйте натяжение до оптимума. После регулировки затяните гайку оси колеса с усилием 8,8 кГм. Поворачивая колесо, убедитесь, что натяжение при этом не меняется. 3аодно проконтролируйте, не изношены ли звездочки. Если цепь "гуляет", а также если регулировочные метки на оси колеса вошли в "красную" зону на шкале маятника, замените цепь и звездочки (все скопом!). Промойте и смажьте цепь специальными препаратами, руководствуясь указаниями инструкции на их упаковках.

16. Тормозная жидкость

Не смешивайте различные типы тормозной жидкости - используйте DОТ 4. Не проливайте ее на окрашенные поверхности - повредите покрытие.

17. Тормозные колодки

О степени износа тормозных колодок сигнализирует снижение уровня тормозной жидкости. Колодки считаются изношенными, если фрикционный материал стерся на глубину канавок или изнашивается с перекосом. Менять следует весь комплект! И попутно заметим: минимальная толщина тормозного диска - 4 мм, а максимальная кривизна - 0,3 мм.

18. Гидравлика переднего тормоза

Признак неисправности гидравлики переднего тормоза - "мягкий" рычаг. Почувствуете его излишнюю податливость - прокачайте систему. Если не получится избавиться от дефекта (или увидите следы течи), значит, нужен ремонт механизмов. Если тормозные колодки изнашиваются с перекосом, отремонтируйте суппорт - добейтесь, чтобы поршни при нажатии на рычаг перемещались одновременно. Свободный ход педали ножного тормоза (норма 20-30 мм) регулируется гайками тяги со стороны заднего колеса.

19. Выключатель стоп-сигнала

Выключатель стоп-сигнала ручного тормоза отрегулировать и отремонтировать не получится - его можно только заменить. После регулировки свободного хода педали заднего тормоза проверьте момент срабатывания выключателя стоп-сигнала. Свободный ход педали должен быть минимальным, а полный ход не ограничивать величину перемещения педали (она ограничена упорами), иначе выключатель может сломаться. Будьте осторожны: вращая регулировочные гайки, очень легко сломать корпус выключателя и повредить провода.

20. Регулировка фары

Установите мотоцикл на ровную поверхнocть перпендикулярно к стене. Сядьте на мотоцикл, включите ближний свет и отметьте на стене центр луча. Откатите мотоцикл на десять метров от стены - центр луча должен сместиться вертикально вниз на 10 см. Если он сдвинется на большую или меньшую величину или уйдет вправо или влево, отрегулируйте фару. При вращении по часовой стрелке винт вертикальной регулировки поднимает луч, а винт горизонтальной регулировки поворачивает луч вправо.

21. Привод муфты сцепления

Свободный ход рычага привода муфты сцепления должен составлять 10-20 мм.

22. Датчик положения боковой подставки

Проверьте датчик положения боковой подставки. При заведенном моторе выдвиньте рычаг подставки - двигатель должен заглохнуть. Смажьте ось подставки.

23. Подвеска

Признаки неисправности подвески: течь амортизаторов или вилки, вертикальное раскачивание мотоцикла при езде, стуки. 3амените изношенные детали.

24. Винты, гайки, зажимы

Проверьте и при необходимости подтяните гайки и болты. Поправьте или замените хомуты, крепеж шлангов, жгутов и проводов.

25. Колеса, шины

Спицы не должны болтаться, обода - иметь вмятины и кривизну, а шины - грыжи и порезы. Колеса следует отбалансировать. Подшипники не должны шуметь при вращении.

26. Люфт рулевой колонки

Установите мотоцикл на центральную подставку и покачайте вилку. Люфта подшипников рулевой колонки допускать нельзя. Руль должен поворачиваться равномерно, без скачков и стука. Если хоть одно из этих условий не соблюдается, замените подшипники.

Автор: Борис Дахновский